Главная Социологические исследования О результатах мониторинга наркоситуации среди учашихся в рамках реализации мероприятий по профилактике наркомании на территории АГО в 2015 г.

Проведено анкетирование 1500 учащихся средних школ АГО по проблеме распространения вредных привычек. Выводы:

  • по-прежнему популярны, как в случае с первой пробой, так и при повторном употреблении препараты конопли (65% опрошенных).  Стали чаще использоваться в качестве первой пробы героин, таблетки. Основными мотивами первой пробы на протяжении  всех лет исследования остаются любопытство  и по предложению друзей.   Максимальное количество первых проб НС и ПАВ среди подростков приходится на возраст 15 - 16 лет (47,5%). Причем,  в этом возрасте число пробующих девочек и мальчиков почти одинаково. Возросла доля возраста 10 лет и ранее (с 2,5% до 7,3%), причем в этой группе только мальчики. Снижение желания попробовать наркотические средства на себе отмечается в возрастных группах 13 - 14 лет и старше 17 лет. Отмечается стабилизация наркоситуации, но в то же время показатели по процентному соотношению числа пробовавших и неоднократно потреблявших ПАВ к числу опрошенных остаются высокими. Так количество впервые пробовавших наркотические средства снизилось с 20,8% в 2007 г. до 12,1% в 2013 г., в 2014г.-17,2%, и  в 2015г. составило 15,7%. При этом отмечается заметное снижение показателей среди девушек, как в группе пробовавших, так и в "группе риска" (примерно в 2 раза);
  • максимальное количество первых проб НС и ПАВ среди подростков приходится на возраст 15 - 16 лет, но необходимо отметить, что в течение 4-х лет исследования идет постепенный рост этого показателя в группе "10 лет и ранее";
  • сохраняется зависимость числа приобщившихся к наркотикам студентов от состава семьи, успеваемости, занятости в свободное время, внимания взрослых к досугу молодежи;
  • чаще всего экспериментируют с наркотиками респонденты, проживающие в неполных семьях, в семьях с одним неродным родителем, а также с другими родственниками (бабушки, дедушки, дяди, тети), они же чаще становятся потребителями НС и ПАВ;
  • больше всего экспериментаторов и потребителей в семьях, имеющих 2-х и более детей, меньше – в семьях с одним ребенком;
  • больше пробовавших и употребляющих НС и ПАВ среди успевающих на "удовлетворительно" и "плохо", большее количество как пробовавших НС и ПАВ, так и потребителей выявлено среди лиц, не имеющих определенных увлечений («гуляю с друзьями, хожу в кино, на дискотеки, смотрю телевизор»), не выявлено потребителей наркотиков среди тех, кто большую часть времени уделяет учебе или отмечает наличие большого количества различных содержательных занятий.

Информированность студентов в данном исследовании изучалась по трем направлениям: о СПИДе, о вреде наркотиков и алкоголя;

  • 82%опрошенных знают, что основным путём заражения СПИДом является введение наркотика;
  • о том, что СПИД – смертельная болезнь знают 88% опрошенных. Информированность студентов о вреде наркотиков выросла с 90% до 95%, однако треть представителей "группы риска" сомневаются или отрицают это;
  • в ходе исследования рассматривался вопрос о том, как часто молодежь обсуждает проблему наркотиков со сверстниками. Студенты, составляющие «группу риска», делают это более, чем в 10 раз чаще;
  • процент курящих ребят до 20%;
  • сохраняется тенденция приобщения детей к алкоголю дома, как и прежде поводом первой пробы алкоголя является семейное торжество(56%);
  • сохраняется тенденция увеличения количества детей, попробовавших алкоголь в 10 и менее лет.

На основании вышеизложенного можно сказать, что для изменения наркоситуации в обществе в комплексе мероприятий должны быть меры по организации досуга студентов и молодежи, пропагандистские мероприятия с использованием различных форм и методов, имеющие целью формирование навыков здорового образа жизни, популяризацию физической культуры и спорта и ориентированные на возрастной период с 10 до 18 лет и старше, т.е. когда дети учатся в школе, учреждениях начального, среднего и высшего образования.

При проведении профилактической работы с детьми и их родителями внедрять в практику современные, эффективные методики направленные не только на повышение информированности, но и на развитие форм поведения, предусматривающих предотвращение действия факторов негативного влияния, в том числе воздействия СМИ, рекламы, влияния посторонних людей, а так же навыков принятия решений, распознавания и выражения эмоций, формирование способностей справляться со стрессом,  коммуникативных навыков, навыков осознанного выбора.

Учитывая, что значительная часть подростков имеют уже сформировавшуюся зависимость от ПАВ необходимо изменить тактику работы с данным контингентом старшеклассников, а именно следует сделать акцент  на оказание им медикаментозной и психологической помощи с целью отказа, поскольку проведение только воспитательной и просветительной работы в данном случае будет недостаточно и не эффективно.